Архитекторам:

Подбор оптимальных узлов и конструктивных решений

далее
Дилерам

Комплексные программы поставки в регионы

далее
Заказчикам

Большой выбор стройматериалов для застройщика

далее

Аксессуары для черепичных и сланцевых кровель и их альтернативные решения

Данная статья не рассматривает решение узлов в конструктивной части (стропильная система, муэрлат, подкосы, кабылки и пр.), т.к. в большинстве случаев они решаются по разному. Однако в большинстве случаев используется определенный набор аксессуаров для кровли.

Карнизный свес

Карнизный свесПравильное устройство карнизного свеса достаточно сложная задача и от ее решения будет зависеть дальнейшая судьба всей кровли и ее долголетие. Зачастую заказчики экономят на «не нужных аксессуарах». Однако каждый из перечисленных ниже продуктов имеет свое назначение и разрабатывался, основываясь на опыте эксплуатации и монтажа тысяч крыш.

Устройство карнизного свеса определяет качество вентиляции подкровельного пространства, а также качество отвода влаги с кровли и гидроизоляционного материала, если она на него попадает. Вынос карниза относительно плоскости стены обеспечивает защиту фасадов от дождя. Однако в различных странах он выполняется по разному. Так, например, в Австрии и других приальпийских странах распространен стиль зданий «Шале». Для них характерны выносы карнизных свесов от 1 до 2 метров. В то же время в Средиземноморье, Испании и Франции карнизные выносы настолько малы, что зачастую просто отсутствуют, что обусловлено небольшим количеством осадков по сравнения со странами центральной, северной и восточной Европы. В России наибольшее распространение получили карнизные свесы с отступом от плоскости фасада в 60-90 см. Нижняя подшивка свеса выполняется самыми разнообразными материалами.

Эконом варианты: пластиковые сафиты, профлист, вагонка/доска, фиброцементные доски, отсутствие подшивки.

Дорогой вариант: медь и цинк-титан в различных вариациях, листвиница, черепица, заложенная в кладку стены, липнина и камень.

Карнизная планка – изделие из металла с покрытием, меди, алюминия с покрытием или цинк-титана. Основное назначение - защита нижней обрешетки от атмосферных осадков, перенаправление воды с кровли в водосточный желоб, а также отвод воды с гидроизоляционного материала. Выбор материала, как правило, диктуется устанавливаемой Карнизная планкаводосточной системой, дизайнерским решением или сроком службы изделия. Планка может быть стандартной конфигурации или изготавливаться под конкретный узел карнизного свеса. Стандартная длина 2-3 метра, толщина – 0,55-0,7 мм. Карнизная планка используется для всех видов кровельных материалов. При устройстве карнизного свеса может быть применен вариант с двумя или одной карнизной планкой. В первом случае одна из планок обеспечивает отвод воды с кровли в водосточный желоб, а вторая с гидроизоляции. Во втором случае обе эти роли выполняет одна планка.

Альтернатива: фартук свеса.

Фартук свеса – рулонный материал из окрашенного алюминия (0,3 мм), меди или цинк-титана (0,2 мм). Фартук свеса имеет тоже назначение, что и карнизная планка. Благодаря своей пластичности и предусмотренным линиям сгиба подходит для устройства любого карнизного узла. Фартук имеет полосу для приклеивания гидроизоляционной пленки, благодаря чему конструкция приобретает еще большую герметичность. Как правило используется на черепичных и сланцевых кровлях, но может применяться и с другими материалами.

Альтернатива: фартук свеса из пластика с вентиляционными каналами (в России не распространены).

Аэроэлемент свеса – Универсальный вентиляционный элемент для установки на свес карниза, совмещенный с гребенкой, который предотвращает проникновение птиц, грызунов и крупных насекомых под кровлю, а также выравнивает нижний ряд черепицы. (выполняет функцию выравнивающего бруска). Сечение вентиляции не менее 200 см2/м. Используется для профильной/плоской керамической и цементно-песчаной черепицы. Аэроэлемент свеса монтируется под первый ряд черепицы поверх первой обрешётки. Производится в Германии, Польше и Чехии.

Фартук свесаКлассические немецкие варианты с клинообразной карнизной доской и аэроэлементом, установленным поверх подкровельной плёнки, в наших климатических условиях не рекомендуются к применению из-за риска увлажнения деревянных элементов талой водой или конденсатом, стекающим к карнизу. Такой вариант может рассматривать для отдельных моделей черепицы при больших уклонах кровли. Вариантов аэроэлементов много и все они конструктивно очень похожи: объёмная воздухопроницаемая рамка (обеспечивает циркуляцию воздуха), упругая гребёнка для защиты пространства под профилем черепицы и опорные ножки. Последние нужны только в случае, когда аэроэлемент закрепляется на плёнку и ножки обеспечивают беспрепятственный отвод конденсата и воды на капельник. Поэтому для наших конструкций опытные кровельщики перед установкой элемента на деревянный брусок просто сбивают эти ножки.

При выборе аэроэлемента рекомендуется удостовериться в качестве материала, особенно в его пластичности и прочности: достаточно скрутить элемент в продольном направлении. Продукция известных и надёжных компаний (MAGE, DORKEN, KLOBER, BRAAS) легко выдержит этот тест, а вот дешёвые аналоги, в которых нет или слишком мало пластификаторов, растрескаются или даже разрушатся. Необходимо помнить, что аэроэлемент будет нести нагрузку не только от черепицы, но и от снежного покрова и толстой наледи, которая может образоваться на карнизе.

Альтернатива: решётка свеса из ПВХ/ПП/алюминия в комбинации с выравнивающим бруском. Она может применяться на крышах, где высота контробрешётки 50 мм обеспечивает очень хорошее проветривание кровли. Кроме карнизного свеса, решётки устанавливают на фронтонных свесах, коньках односкатных крыш и вдоль ендов для защиты крыши от птиц и листвы.

Аэроэлемент свесаДля сланцевых кровель – не используется.

Для некоторых моделей профильной глиняной черепицы существуют специальные карнизные черепицы, у которых нижняя часть под волной закрыта перпендикулярной перегородкой. Для отдельных моделей керамики с очень высоким профилем поставляются специальные карнизные вентиляционные планки, повторяющие профиль черепицы, т.к. стандартные аэроэлементы не способны защитить подкровельное пространство от птиц.

Вентиляционная лента (сетка вентиляции) – перфорированная лента обеспечивает защиту вентиляционной полости внутри конструкции крыши от проникновения птиц и грызунов под кровлю. Стандартные размеры ленты: длина рулона 5 м, ширина 50/100 мм. Сечение вентиляции в зависимости от материала колеблется от 43 до 70%. Обычно используются пластиковые вентиляционные ленты, выпускаемые на производствах в Германии, Польше и Чехии.

Альтернативы:

  • вентиляционная лента (или скорее планка в данном случае) может быть изготовлена из медного, алюминиевого или цинк-титанового листа-сетки. Особенно это актуально при использовании водосточной системы, выполненной из того же материала, в угоду дизайнерским предпочтениям, а также для сложных конструкторских решений.
  • Вентиляционная лента
  • Альтернатива: вентиляционный L-образный профиль из окрашенного ПВХ/ПП/алюминия. Перфорированная планка длиной 2 м с шириной полки 50 или 100 мм.

В зависимости от варианта устройства карнизного свеса, вентиляционная лента (сетка вентиляции) может менять свое местоположение, устанавливаться в нескольких местах или отсутствовать. В последнем случае при устройстве подшивки карнизных свесов оставляют узкие щели общей шириной около 2 см. Размер зазора в подшивке должен обеспечивать защиту от проникновения насекомых.

Нельзя забывать, что на карнизный свес, так же как и на все элементы периметра кровли (коньки, фронтоны), приходятся повышенные нагрузки. Поэтому всегда при монтаже черепицы и сланца усиливают их крепеж в этих местах. Кроме этого конструктивно необходимо предусмотреть возможность монтажа систем снегозадержания. Ведь даже если не планируется его монтировать непосредственно в процессе устройства кровли, потребность в нем может возникнуть через какое-то время.

Ниже на четырех схемах представлено несколько вариантов устройства карнизного свеса черепичной кровли. Каждый из них на практике может отличаться отдельными нюансами. На приведенных схемах не рассматриваются варианты подшивки и подрезки стропильных ног.

Источник: www.schiefer.ru