Дилерам

Комплексные программы поставки в регионы

далее
Заказчикам

Большой выбор стройматериалов для застройщика

далее
Архитекторам:

Подбор оптимальных узлов и конструктивных решений

далее

Керамические кровельные украшения

ИСТОРИЯ

Традиция производства керамических кровельных украшений зародилась в те времена, когда человек впервые освоил технологии выпекания керамической черепицы. Первые украшения из обожженной глины относятся к временам античности. Именно тогда гончарное ремесло получило второй путь развития, заняв лидирующую позицию в кровельном деле.

кровельные украшенияРазличные мотивации двигали и двигают людей по сей день создавать кровельные украшения и декорировать ими кровлю, придавая ей изюминку. Однако самая древняя цель украшения крыши имеет религиозную основу. Пытаясь защитить дом и семью от злых духов или «задобрить» силы природы, человек размещал определенные фигурки на кровле. В каком-то смысле, это помогало людям преодолеть свой страх перед непредвидимыми опасностями и ненастьями: возможностью пожара, войны, болезни и смерти.

Первоначально различные черепицы с лепниной в виде узоров и орнаментов, цветов и листьев, фигурок животных и людей изготавливались по индивидуальному заказу и были в своём роде уникальны. При этом было абсолютно произвольным и место крепления украшения на кровлю.

Позже, в Средние века, определились конкретные места расположения кровельных украшений: коньковая черепица, начальная и конечная коньковая, заглушки коньков; башенные шпили; вальмовая черепица; карнизные черепицы – эти декоративные доборные элементы вошли в «серийное производство». Самыми роскошными кровельными украшениями считались те, которые были вылеплены непосредственно вместе с черепицей и после обжига являлись с ней единым целым.

В Средневековье декоративное оформление крыши с одной стороны подчинялось предписаниям общественных и церковных учреждений. Значения и функции кровельных украшений документировались и были тождественны и известны почти во всех странах Европы. А с другой стороны, детали кровельного украшения демонстрировали положение владельца дома в обществе, его могущество и богатство. Такой идентифицированный способ украшения кровли помогает нам даже спустя столетия узнать далекую историю дома.

РАСПОЛОЖЕНИЕ УКРАШЕНИЙ И СИМВОЛИЗМ

КОНЕК, НАЧАЛЬНЫЕ КОНЬКОВЫЕ И ХРЕБТОВЫЕ ЧЕРЕПИЦЫ.

украшения для кровлиОсновным местом расположения украшений был и остается конек. Это опять-таки связано с религиозной первопричиной: конек является самой верхней частью здания, а значит, ближе всего находится к небу. Даже если конек состоял из обычных коньковых черепиц, то часто, чтобы придавать коньку законченную форму, его начало и конец украшали декоративными элементами: знаками могущества, благополучия или защиты от тёмных сил. Именно начальный коньковый элемент (начальные и конечные коньковые черепицы, а также заглушки) стал тем местом, где наиболее ярко проявилась вся многогранность языка символов в виде кровельных украшений, где смешались языческие и христианские представления и символы.

Различные рожицы, головы животных и цветы являются типичными украшениями на начальную коньковую и хребтовую черепицы. Следующие за начальной хребтовой черепицей обычные коньковые черепицы часто декорировали лепниной таким образом, что создавалось впечатление, что вниз по крыше сползает змея, сороконожка, гусеница или сказочно-мифическое существо - в зависимости оттого, чье изображение было на начальной хребтовой черепице.

Один из видов конькового украшения, который очень редко применяется в наше время – это «коньковый гребень». «Коньковый гребень» устанавливался на двускатных крышах и представлял собой довольно массивное украшение конька, своеобразную корону, которая издалека привлекала внимание к зданию. Сам «гребень» - это высокий керамический элемент, состоящий из растительного или геометрического орнамента; как правило, по краям такой «гребень» замыкали шпили.

ВАЛЬМА И ШПИЛИ

коньковые урашенияНезаменимой частью кровли во все времена была вальмовая черепица. Она обладала тремя важными функциями. Во-первых, она достаточно герметично прикрывала швы на стыках кровельных скатов и на пересечение коньков и хребтов. Во-вторых, вальма представляла собой законченное и красивое завершение хребтовой, коньковой и цельной черепиц. В-третьих, он служила прочным основанием для монтажа кровельных украшений. Стоит подчеркнуть, что все эти три функции вальмовая черепица сохранила и по сей день.

Керамические шпили – одно из самых распространенных кровельных украшений. Они могут быть в самых различных стилях – от выдержанного готического, до витиевато-помпезного. Шпили могут быть как гигантских размеров, которые изготавливаются по специальному заказу для реконструкции исторических зданий, так и небольшими – подходящими по стилю практически к любому дому, покрытому керамической черепицей.

 

История шпилей началась с «венчающего камня» - шпиля, увенчанного шаром. Декоративный «венчающий камень» относятся к самым древним символам. Форма шара в античные времена считалась идеальной формой, символом нашей Вселенной. Так с державой (шаром-знаком монархической власти) связывалось могущество монарха. Как известно, державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров времен язычества. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом, как символ победы христианства во всем мире. Со временем, к шару добавлялись декоративные элементы, которые со временем модифицировались в привычные для нас сегодня остроконечные шпили, в основании у которых все же остался шар.

Шпили, венчающий камень или их комбинацию прикрепляли на конец конька или на пересечение коньков. Традиционно шпили изготовляли на гончарном круге. Изготовление этих доборов и в настоящее время принципиально не изменилось, оно осталось по большей части ручной работой.

ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ

образ петухаОчень часто на коньках крыш можно видеть образ петуха. В языческом прошлом Западной Европы петух был символом мира и согласия. Однако после принятия христианства петух ассоциировался с пробуждением души, стал знаком священника. Поэтому после того, как в 9-ом веке фигурка петуха появилась на крышах церквей, в народе его стали воспринимать как защитника дома, приносящего счастье. Он являлся также символом бдительности и защиты от пожаров. Это стало причиной того, почему петуха называли еще и огненной птицей, а керамическая фигурка имела натурально-красный цвет – цвет огня. Позднее петуха устанавливали и на крышах зданий, которые имели для крестьян и помещиков большое значение, например, на крыше зернохранилища или хлева. Как символ плодородия петух имел значение только в некоторых регионах Европы, где с рождением первого сына укрепляли на крыше глиняную фигурку петуха.

В 15 веке в Германии одной из любимых кровельных фигурок была ведьма. Люди полагали, что она оберегала дом от дурного глаза. На домах прошлых столетий можно до сих пор увидеть и образ орла, размах крыльев которого больше 1 метра. Поместив фигурку орла на крыше, люди верили, что он принесет стабильность и надежность настоящей и будущей жизни в доме.

А вот кошка – это противоречивый символ. В Средневековья, когда влияние церкви и религии было безгранично, кошка считалась воплощением нечистой силы. И ее фигуркой не украшали свои дома. Однако в 19-ом веке, когда интерес к Египту возрос, образ кошки стал одним из самых популярных в кровельных украшениях. Кошка ассоциировалась с богиней Египта, которая создает уют в доме и хранит женское семейное счастье. Для последователей фен-шуй кошка – одно из высокопочитаемых животных, это символ силы и защиты.

драконВ1896 году впервые в Европе появились кровельные украшения с изображением дракона. Мода на фигурки дракона пришла из Китая, где он является символом счастья, поскольку мог жить в двух мирах: земном и загробном.

Фигурка в виде совы или филина на коньке крыши имеет двойной смысл: с одной стороны считается, что сова приносит мудрость и опыт в тот дом, чей конек она украшает; с другой стороны, сова – ночная птица, которая охраняет дом в то время, когда хозяева спят.

КАРНИЗНЫЙ СВЕС

Украшение карнизного свеса менее распространено, чем украшение конька, однако этот вид декорирования смотрится так же очень эффектно. Карнизный свес выполнял функцию отвода воды с кровли до того, как появились водосточные желоба. Со временем свес крыши, помимо своей функциональной обязанности, приобретает статус важного места для крепления украшений и символов религиозного поклонения, особенно этот вид декорирования кровли был распространен в Греции.

В 15-16 веках появилась декоративная карнизная черепица для модели «Бобровый хвост». Сегодня их можно увидеть на известных зеленых башнях немецкого города Равенсбург.

А вот у крыши, покрытой черепицей «монах и монашка», вместо карнизной черепицы использовали рядовую черепицу монах, чью боковую сторону украшали орнаментом.

Для северных и центральных районов Франции было типичным украшать карниз орнаментом из керамических плиток, выложенным на стене дома вдоль всего карниза.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Традиции украшать и преобразовывать крыши домов сохранилась по всему миру и в наши дни. При этом нравы и обычаи разных стран привносят свои особенности в кровельные традиции.

Кровельный ландшафт Европы, где 70% всех крыш покрыто керамической черепицей, обладает многообразием украшений и орнаментов различных эпох. Неповторимый след в истории кровельных украшений оставили Север и Юг Европы.

В Великобритании, Франции и странах Средиземноморья встречается огромное количество керамических аистов, укрепленных на кровельной поверхности. В исторической области Эльзас, Парижском бассейне и Провансе их многообразие особенно впечатляет.

Наследие кровельных украшений в Италии связано с эпохой 19 века, когда во всех направлениях искусства преобладали идеи художественного индивидуализма. Городские кварталы Италии преображались благодаря появлению на зданиях терракоты, ваз и цельных черепиц с лепниной.

В Испании и Португалии можно встретить удивительные украшения, которые покрыты специальной глазурью, шедевры мавританской архитектуры и майолики.

архитектура зданийВ Китае на архитектуру зданий, а значит и на кровельные украшения, огромное влияние оказал буддийский принцип сохранения гармонии и согласия между человеком и природой, поэтому кровельные украшения в Китае выполняли одновременно две функции: функцию декоративного элемента и культурную функцию поклонения высшим силам защиты от опасностей и силам, дающим здоровье. Кровельные фигурки драконов и змей, которые в Европе имели негативное значение, за исключением славянских народов, в Китае считались главными символами здоровья.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные украшения носят в большей степени декоративный характер. Одно из самых популярных современных украшений черепичной кровли – фигурка лунатика, бредущего по коньку или съезжающего по крыше. Фигурками пожарных, плотников, кровельщиков и прочих профессий украшают крыши пожарных частей, мастерских, кровельных магазинов или же частные дома, где живут эти мастера.

Meyer Holsen и CreatonСегодняшние производители кровельных украшений такие, как Meyer Holsen и Creaton, продолжают старые добрые традиции, совершенствуя достигнутое нашими предками. Все украшения Meyer Holsen и Creaton изготавливаются из морозостойкой обожженной глины, в ангобе и глазури. По желанию, они могут быть окрашены в любой цвет или раскрашены вручную, что подчеркнет индивидуальный стиль дома. Каждая фигурка – это уникальный экземпляр работы ремесленника. Различия в деталях, размере и окраске являются особенностью индивидуального изготовления.

На этом история кровельных украшений не заканчивается. Она будет продолжать свой нелегкий творческий путь, пока человек будет стремиться украсить или защитить свой дом от невидимых сил.