Архитекторам:

Подбор оптимальных узлов и конструктивных решений

далее
Заказчикам

Большой выбор стройматериалов для застройщика

далее
Строителям

Качество и скорость кровельных работ зависят от материала

далее

Возродим наследие гениальных зодчих

наследие зодчих фото №1Самоопределение и самоуважение нации невозможно без прошлого. То, как мы относимся к своему культурному наследию – важнейший показатель зрелости общества. Можно бесконечно говорить о величии державы и любви к Родине, можно гордиться тем, что наша территория простирается от берегов Балтики до Тихого океана, но если такие выдающиеся памятники архитектуры, как Средние торговые ряды в центре столицы имеют удручающий вид – впору, вслед за классиком, задаться вопросом «Что делать?». Сегодня речь пойдет именно об этом архитектурном шедевре, его состоянии и перспективах реставрации.

Во время советской эпохи у государства, увы, далеко не везде и не всегда руки доходили до развития реставрационной отрасли и кровельного ремесла. Гонка вооружений и помощь «братьям» по соц лагерю считались важнее задач по сохранению объектов культурного наследия и воспитания умелых реставраторов. В последние десятилетия со сменой общественного строя ситуация лишь усугубилась – многие памятники продолжали медленно умирать, всем своим видом обличая безразличие и не профессионализм, воцарившиеся в стране, оказавшейся на перепутье.

Но, как известно, надежда умирает последней, и в этой статье мне хотелось бы привлечь внимание специалистов кровельной отрасли к проблеме реставрации металлических кровель, на которых в качестве кровельных элементов применялись нестандартные технологии. Здание памятника архитектуры на Красной площади – Средние торговые ряды – построено в 1880–1890-е годы. Название материала, который использовался для кровли шатров возвышающихся над основной кровлей, – шпиатр. Но это не что иное, как цинк с примесями свинца и других компонентов.

наследие зодчих фото №2На тот период это был качественный и долговечный материал, ведь он простоял более века. Но сейчас есть аналог того легендарного кровельного материала, вернее, более качественный и долговечный материал – титан-цинк. Его чистота гораздо выше шпиатра, и он легирован специальными добавками, придающими материалу специальные свойства, необходимые при выполнении любых технологических операций при возведении кровель по современным технологиям. При этом из данного материала можно воссоздавать любые кровельные элементы по историческим образцам для реставрации уникальных объектов. Забегая вперед, скажем, что менее двух недель потребовалось специалистам компании «САВРОС», чтобы один в один воссоздать два вида кровельных элементов, полностью идентичных историческим. Но воссоздать прототип образцов – это еще полдела. Главное – профессионально выполнить монтаж с гарантией не менее чем на сто лет и с исторической достоверностью всех элементов кровли.

Внимательно проанализируем то, что «сотворили» «реставраторы» советского и постсоветского периода. Вид с крыши офиса «РОСНЕФТИ» на величественную панораму, конечно, впечатляет. Справа от Собора Василия Блаженного возвышаются пять шатровых крыш Средних торговых рядов. Но при ближайшем рассмотрении возникает вопрос: «Неужели такое возможно в сердце столицы?» Увы и ах! Первое, что вызывает тихое недоумение – покрытие кровельными элементами разной формы двух разных скатов одного и того шатра! Видно, что исторические образцы крашены и перекрашены, а новые в виде «бобрового хвоста» не воспроизводят историческую форму кровельных элементов. Это – элементарная штамповка, монтируемая внахлест с помощью гвоздей. Никакого фальцевого соединения здесь нет и в помине, в отличие от исторической черепицы из шпиатра. Причем на историческом образце фальц был припаян на каждом элементе, и длина его составляла около 100 мм. Это была очень трудоемкая операция. При изготовлении копии кровельных элементов из титан-цинка удалось фальц выполнить на всю длину без пайки с помощью специального гибочного станка. Создание объемной формы исторической кровельной черепицы из шпиатра в виде «бобрового хвоста» также выполнялось с помощью пайки, а из титан-цинка удалось с помощью специальной оснастки наладить производство цельной заготовки определенного раскроя.

наследие зодчих фото №3Это на порядок повышает надежность и долговечность кровли при сохранении стопроцентной идентичности. Кроме этого, был разработан еще один вариант изготовления и монтажа аналога исторической черепицы с использованием соединительной рейки из того же материала, что и основная кровля, что заметно улучшит технологичность изготовления и монтажа кровли, а кроме того повысит ее надежность. Причем это относится как к элементам в виде «бобрового хвоста» с закруглением в нижней части, так и к кровельным элементам в виде вытянутых объемных шестигранников. Ведь при реставрации, в любом случае, надо будет на каждом из пяти шатров воссоздать кровлю в том виде и с использованием той формы кровельных элементов, которые были использованы изначально зодчими XVIII в.

Отдельная задача – по воссозданию декоративного оформления слуховых окон и коньков, которые разрушены практически полностью. Воссоздать их с исторической достоверностью может сейчас в России только один человек – Александр Иванович Морозов. Он в совершенстве владеет своим ремеслом выколотки сложных элементов из кровельных металлов, но в силу того, что ему уже за шестьдесят, он работает только в условиях мастерской. А это значит, что монтаж должны осуществлять профессионалы, способные создать из отдельных частей цельные декоративные элементы, достоверно повторяющие работу старых мастеров.

И, естественно, уровень профессионализма кровельщиков должен быть не таким, как у предыдущих горе-реставраторов, применявших «бесконьковую» технологию. Хотя такую работу правильнее бы было назвать не «бесконьковой», а бестолковой. Впрочем, как видно на фото, по коньку прибит рубероид, и это по-нашему, так же как применять и так называемые хвосты для крепления парапетов или декоративных коньков и конструкций.

Хочу подчеркнуть, эта статья написана не с целью поизгаляться над нашими советскими и нынешними «умельцами» от реставрации, но для того, чтобы не повторять их нелепые «художества» при проведении предстоящих реставрационных работ. Уверен, воссозданный памятник в Центре Москвы станет нашей гордостью.

Николай Савченко, эксперт по металлическим кровлям