Узоры на кровле: живописные работы из черепицы и сланца

Сохранить
Конечно, воплотить свои идеи в жизнь можно было практически с любой кровлей – будь то дранка, сланец или керамика. Но именно керамика и сланец, традиция применения которых зародилась еще в античные времена, позволяют создавать настоящие шедевры, которые будут радовать людей на протяжении столетий.

Hotel Dieu, Бургундия
Hotel Dieu, Бургундия
Зачем люди раньше украшали крыши? На то было несколько причин. Декорирование кровель – это не просто реализация своих архитектурных фантазий, не просто источник радости от созерцания эстетически выверенной крыши, это зачастую еще и воззвание к высшим силам с мольбой о плодородии и приумножении благосостояния. Помимо того, украшения отражают положение хозяина дома в обществе, его власть и богатство. Еще один важный момент – это преодоление страха человека перед опасностью, перед невзгодами погоды, войны или эпидемий. Узоры на крыше словно защищают человека от риска, их задача здесь сродни религиозным символам.

У каждого региона в Европе есть свой, характерный только для него вид кровли, по которой можно легко определить, о какой стране идет речь. Так, классическая черепица «монах – монашка» особо популярна в Средиземноморье, для севера Германии, Голландии и Бельгии характерна желобчатая голландская черепица, а для юга все той же Германии и Австрии – «бобровый хвост». В западной Германии и восточной Франции распространен сланец. Любой из этих кровельных материалов можно использовать для выполнения узоров на скатах кровли.

ЧЕРЕПИЧНАЯ КРЫША: БУРГУНДСКАЯ КЛАДКА «БОБРОВОГО ХВОСТА»

Бунгундская крыша, с ее характерными рисунками из разноцветных глазурированных черепиц «бобровый хвост», наиболее ярко отражает пристрастия кровельщиков в украшениях крыши эпохи Средневековья. Позже, в XVIII и XIX вв., эта форма украшений активно использовалась в Южной Германии и в Эльзасе для покрытия городских стен и церквей. Красиво разукрашенные крыши, которые были видны издалека, служили своего рода ориентиром, своего рода маяком для путника.


Великолепными примерами средневекового кровельного ремесла являются крыши гостиницы Hotel Dieu в городке Боне (Beaune) в Бургундии (построенное в 1443 г. здание до 1971 г. было госпиталем) и неповторимая Зеленая Башня в Равенсбеурге. Интерес вызывает тот факт, что строители, работавшие над возведением гостиницы Hotel Dieu, использовали разноцветные черепицы только на стороне крыши, выходящей во двор. Внешняя же сторона была выложена сланцем. Сделано это было по простой причине: строилось здание в конце столетней войны с Англией, и поэтому яркий, не в меру привлекательный внешний вид гостиницы, будь она вся, а не только со стороны двора выложена неповторимым узором, вызывал бы у мародерствующих английских солдат еще большую страсть к погромам.

В прошлом в ассортименте многих немецких и французских фабрик по производству керамической черепицы были широко представлены глазурированные черепицы в живых тонах, специально предназначенные для «бургундской кладки». Об этом свидетельствуют каталоги, сохранившиеся с конца XIX — начала XX в, в которых представлены примеры узоров и рекомендации по укладке черепицы.

Иллюстрации из немецких изданий 1898-1910 гг.
Иллюстрации из немецких изданий 1898-1910 гг.

На фотографиях, сделанных более ста лет назад, отчетливо видны узоры, выполненные с помощью черепицы разных оттенков. Даже то, что фотографии черно-белые, не мешает разглядеть рисунки на кровлях, некоторые из которых сохранились до наших дней. Строители, выполняющие реконструкцию на таких домах, стараются сохранить и рисунок и цветовую гамму первоисточника, благо современный ассортимент керамической черепицы позволяет это сделать.

Здание в Фрейвальдау (Силезия): а – на фотографии 1899 г.; б – в наши дни
Здание в Фрейвальдау (Силезия): а – на фотографии 1899 г.; б – в наши дни
Основное преимущество черепичной кровли для создания узоров – практически неограниченное количество цветов для творчества. Так, у одного из ведущих производителей керамической черепицы в Германии компании CREATON насчитывается окола 100 стандартных цветов черепицы. Другой известный производитель, компания Meyer-Holsen, может произвести практически любой цвет черепицы под заказ. Однако помимо цветового отличия некоторые рисунки на черепичных кровлях достигаются за счет изменения форм черепичек путем их подрезки или комбинации плоских черепиц разных форм.

КАРТИНЫ ИЗ СЛАНЦА

Цветовое разнообразие кровельного сланца ограничено свойствами месторождений, где дабывается камень. Так, в Европе добывается около 5 оттенков сланца, в Северной Америке – до 15 цветов. Узоры, создаваемые из цветного сланца, очень похожи на черепичные. Однако если для черепицы характерны различия в цвете, то кровельный сланец интересен многообразием форм. В руках настоящего мастера он может превращаться в настоящие картины и мозаики.

Процесс создания изображения из сланца
Процесс создания изображения из сланца
Процесс создания изображения из сланца
Прежде чем начать работу над орнаментом из сланца, мастер сам отбирает подходящий материал. При этом вполне может сгодиться и уже не новый материал, благо годы этому камню практически нипочем. Многие специалисты, занимающиеся подобного рода украшением крыш, используют сланцевые плитки, возраст которых от 70 до 100 лет: от нового, кладочного сланца, он уже отличается оттенком и блеском, что может быть важно для задуманного рисунка.

Кровля из цветного сланца
Кровля из цветного сланца
Кровля из цветного сланца

Наилучший способ выполнить на крыше требуемый рисунок – это заранее сделать его схематичный набросок. Необходимо следить за тем, чтобы каждая плиточка сланца на наброске соответствовала ее истинным пропорциям. Для этого надо заранее знать размеры как самой крыши, так и отдельных сланцевых плиток (сейчас это лучше всего делать на компьютере). После того как набросок будет готов, можно играть различными вариациями будущей надписи (в рамках заданной модели), пока не будет найден оптимальный вариант. Одна плитка от другой в рисунке может отличаться  по площади в сотни раз. Далее – дело техники. Необходимо просто четко следовать чертежу смоделированной кровли. Времени это к работе много не добавит, но зато добавит крыше неповторимый и в прямом смысле слова содержательный облик.

Собор Святого Матиаса

ВИДЫ УЗОРОВ

Характер современных узоров на крышах можно условно разделить на следующие функциональные группы:
• стилистические композиции;
• гербы;
• даты;
• рисунки.

Фрагмент кровли собора Святого Стефана в Вене
Фрагмент кровли собора Святого Стефана в Вене
Церковь Святого Марка в Загребе
Кровля храма Будды в Швейцарии, разработанная в студии по цветовому дизайну компании Creaton.


Узор с изображением даты постройки здания
Узор с изображением даты постройки здания

Стилистические композиции. При монтаже кровли исполнители выполняют узоры в стиле, свойственном конкретному типу зданий, историческому прообразу или какой-либо местности. Так, например, кровли новых храмов выполняют в стиле средневековых сооружений. В качестве примера можно привести  храм Будды в Швейцарии, где с помощью сочетания цветов черепицы достигнут стиль китайских храмов. Даже не зная как выглядили храмы несколько веков тому назад, взглянув на крышу собора Святого Матиаса, как будто переносишься в далекое прошлое, настолько сказочно красиво и необычно он выглядит на фоне современной архитектуры.

Гербы. Выполнение рисунков на кровле в виде гербов характерно для исторических муниципальных зданий, соборов, ратуш. В настоящее время власти многих европейских городов при реконструкции зданий центра города используют прием с изображением герба страны, города или местности. Наиболее показательные объекты – церковь Святого Марка в Загребе и собор Святого Стефана в Вене.

Даты. Изображение на крышах цифр, обозначающих даты, как правило связано со временем строительства сооружения или его глобальной реконструкции. В центральной Европе можно встретить кровли с датами XVII-XIX вв.

Рисунок из цементно-песчаной черепицы
Рисунок из цементно-песчаной черепицы
Рисунки наиболее распространены. Если раньше узор на кровле был плодом творчества кровельщика и заказчика, то сейчас такими проектами все чаще занимаются архитекторы и профессиональные дизайнеры. На больших по площади скатах кровли могут получаться очень сложные рисунки как из черепицы, так и из сланца. Одно из самых популярных направлений этой группы — всевозможные цветовые переходы от темного к светлому.

Рисунки, связанные с хобби жильцов, изображения мифических героев, зверей, птиц, цветов, автомобилей – вот лишь небольшой перечень тем рисунков для изображения на кровле.

Рисунки из сланца, отражающие хобби владельцев
Сейчас можно встретить кровли, выполненные из гибкой черепицы, металлочерепицы или «ондулина» в сочетании 2-3-х цветов. Относительно красиво это может смотреться только применительно к битумной черепице за счет мелкоформатности гонтов – они позволяют выполнить на крыше несложные рисунки. Любопытно выглядит рисунок на кровле, выполненный из пяти цветов цементно-песчаной черепицы. Но все эти материалы не сопоставимы с художественными возможностями глиняной черепицы и сланца.

В последние годы мода на формирование узоров на крышах дошла и до России. Примером здесь может служить жилое здание «Эльсинор», построенное недавно в Москве. Рисунок в виде ромбов выполнен из черепицы «бобровый хвост» четырех цветов. Из восьми цветов выполнен рисунок на кровле ресторана на берегу Волги в Самаре.

Кровля ресторана в Самаре
Жилой комплекс «Эльсинор», Москва
Интерес к подобной возможности реализовать свои фантазии у клиентов и архитекторов только появляется, а значит, в ближайшие годы нас ждут новые необычные кровли с узорами и рисунками.

КАРТИНА НА КРЫШЕ: УНИКАЛЬНЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ В АВСТРИИ

В 2006 г. австрийский концерн TONDACH стал главным попечителем уникального художественного проекта фотографа Барбары Кробат. В рамках этого проекта удалось объединить на первый взгляд довольно-таки мало совместимые вещи — традиционные кровли с современной компьютерной эстетикой.

Вначале была, как всегда, идея: как сделать так, чтобы кадры о нуждающихся в нашей помощи детях из бедных регионов Африки, подчас появляющиеся на экранах телевизоров, не пропадали из поля зрения людей сразу на следующий день… Оказывается, все просто. Надо только эти самые кадры, или хотя бы один–два, взять и «нарисовать» на кровле какого-нибудь дома.

Так было положено начало необыкновенному проекту. В результате тесного сотрудничества художника-фотографа, производителей черепицы и строителей на окраине небольшой деревни Энгельсдорф недалеко от Вены был создан дом с крышей-картиной.

«На картине изображены дети из Сомали, которые больны катарактой. Для того чтобы нормально видеть, им необходимо всего лишь небольшое хирургическое вмешательство, обычная операция, длящаяся у нас не более 15 минут, – рассказывает автор проекта. – В Африке из-за недостатка витаминов, а также из-за разного рода инфекций этим заболеванием страдают особенно много людей».

Для того чтобы выполнить эту картину на крыше, понадобилась детальная проработка на основе тщательных компьютерных расчетов. Для создания рисунка были использованы 5000 штук черепицы «бобровый хвост» 15-ти оттенков производства TONDACH. Так, пиксель за пикселем, черепица за черепицей – и в итоге получилась картина.Проект Барбары Кробат стал лауреатом первой премии в национальном конкурсе Austrian Brick and Roof Award 2008 года.

Андрей Солнцев, Сергей Павлов,
ЗАО Dr
.Schiefer

Поделиться:

Это может быть вам также интересно

Сохранить
23.06.2018
Эта кровля выглядит  эффектно и в то же время элегантно и благородно. Она совсем не соответствует классическим канонам укладки сланцевой крыши. Вилла в предместье Боннас новой интересной интерпретацией воистину старинной темы.
Сохранить
23.06.2018
Гладкие кровли очаровывают архитекторов и вдохновляют современных строителей. Отличным решением для реализации этой идеи является симметричное покрытие сланцем.  С его помощью фасады и кровли приобретают монолитный характер.
Сохранить
23.06.2018
Каждое третье жилое здание сегодня требует ремонта крыши. Это показало научное исследование студентов института города Кобленц.
Сохранить
23.06.2018
Сланцевый монолит представляет центральный вход в гостиничный и конференц-центр в городе Серпц, Польша. Здание находится на территории этнографического музея недалеко от Варшавы. Внутри стены и потолки также облицованы сланцем Ратчек.