Бойтесь снега, с кровли сходящего!
Изящные снежинки, день за днем выпадающие на поверхность, образуют плотные снеговые массы, толщина которых может достигать нескольких десятков сантиметров, а в некоторых случаях толщина снежного пласта составляет метры. Падение даже небольшого куска такого пласта с высоты второго этажа может привести к самым печальным последствиям. Снежный ком массой всего лишь 5 кг, подлетая к земле, воздействует на предметы с силой тяжести 49 Н.
Чтобы не пугать людей, по телевидению редко показывают последствия падения снега с крыш домов, но желающие даже в Интернете могут найти немало подобных прецедентов:
• «…В городе N из-за падения снега с крыши пострадали женщина и ребенок. 39-летняя женщина и ее 13-летняя дочь пострадали в результате падения снежной глыбы с крыши торгового центра. Пострадавшие были доставлены в городскую больницу. У женщины зафиксировано сотрясение мозга, она находится в нейрохирургическом отделении. У девочки сломано предплечье…».
• «…Вчера на двухмесячного ребенка с крыши рухнул снег. Малыш был доставлен в больницу с диагнозом «сотрясение головного мозга». По данным МЧС, инцидент произошел в 13:00 по московскому времени, через 30 минут в результате падения с крыши снега пострадал еще один ребенок. Шестилетний малыш получил сотрясение мозга…».
Если слегка поврежденный капот машины, треснутое лобовое стекло, сорванные водостоки или другие элементы кровли, сломанные деревья — печальные, но все же поправимые моменты, то случаи, когда снежно-ледяная масса убивает или калечит людей, становятся серьезной трагедией. Реальные случаи гибели детей, пожилых людей и раздавленных снегом людей в машинах упоминаются прежде всего применительно к городским строениям. И не случайно в большинстве европейских стран наличие снегозадержания на городских крышах является обязательным. Но не правильно будет объяснять причины этих несчастных случаев исключительно большой высотой зданий. Подобные примеры встречаются и в случаях небольших частных коттеджей, где даже небольшой навес над входом в дом может таить опасность. Возможно не с такими ужасными последствиями, но стоит ли рисковать?
В то время как в мире приняты нормы, обязывающие к установке систем снегозадержания на всех типах кровли, в нашей стране подобные начинания являются лишь инициативой ответственного заказчика. О чем думает человек, планирующий монтаж кровли? Естественно, чтобы она служила исправно, долго и была необременительна в обслуживании. Редко кто задумывается о безопасности своей жизни и жизни своих гостей, об угрозе повреждения водосточной системы, фасада здания и машин. Хотя когда мы покупаем машину, прежде всего мы обращаем внимание на систему ее активной и пассивной безопасности. К правильной же комплектации кровли, к сожалению, приходят только после неприятных инцидентов. Исправить ситуацию пытаются, устанавливая системы безопасности на готовые кровли, в то время как их необходимо закладывать на стадии проектирования — в местах их расположения требуется усилить конструкцию кровли, а крепеж многих элементов возможен только в процессе установки основного кровельного покрытия.
Но наличие снегозадерживающих элементов на крыше еще не гарантирует абсолютной защиты от несчастных случаев. Ошибки при установке и неправильный расчет снеговых нагрузок приводят к тому, что вместе со снегом вниз падают фрагменты снегоулавливающей системы и другие кровельные элементы. Недостатки при монтаже снегозадержания в основном связаны с попыткой ее удешевления за счет снижения качества, неполной комплектации системы, а также небрежности при монтаже.
К подбору производителя материала стоит подходить ответственно, как к системе безопасности своей жизни. Производителей на рынке представлено немного, и это облегчает выбор. На что стоит обратить внимание? Продукты, которые порой выглядят одинаково, могут существенно различаться. Так, фирменная опора для снегозадерживающей решетки от фирмы Flender-Flux выдерживает нагрузки до 350 кг, в то время как стандартные опоры — около 150-200 кг, хотя на взгляд непрофессионала они очень похожи. Использование слабых опор — одна из главных ошибок при монтаже элементов снегозадержания. Внимательно нужно относиться к металлу, из которого изготовлены элементы системы безопасности.
Одна из самых распространенных ошибок – это неполная комплектация. Сэкономленные за счет уменьшения количества точек крепления средства могут обернуться более серьезными финансовыми потерями: заменой нагруженного участка системы снегозадержания или целого участка водосточной системы и даже вскрытием кровли.
Но даже качественная и по всем нормам укомплектованная система снегозадержания может не спасти от угрозы, нависшей над нашими головами, если она рассчитана не в соответствии с параметрами кровли. Необходимо учитывать угол наклона, длину ската, погодные условия региона, показатели скольжения кровельного материала и многое другое. В Германии расчету нагрузок снега и льда на кровле целиком посвящен строительный стандарт DIN 1055-5. Во многих городах Европы установка систем снегозадержания обязательна на скатных кровлях, вблизи пешеходных зон (например, на фото видны снегозадержатели на крышах Зальцбурга). Необходимо помнить об узлах кровли и элементах, установленных на ней. Например, в защите от снежной массы нуждается кондиционер, установленный на скате, или мансардное окно.
Приведем ряд самых распространенных ошибок в установке систем безопасности и снегозадержания.
1. Недостаточное количество рядов снегозадерживающих решеток (трубок или бревен). Количество рядов снегозадержания зависит от длины ската и угла его наклона относительно земли. Если их будет недостаточно, нагрузка на опоры превысит расчетную, что может привести к прорыву снежной массы через преграды (фото 1). Иногда лучше перестраховаться (фото 2а) и поставить лишний ряд, как, например, на фото 2б, где снегозадерживающие трубы установлены в 2 ряда, несмотря на небольшой размер ската и уклон кровли.




4. Большая консоль, выступающая на краю ряда снегозадержания. Выступающие за последнюю опору более чем на 20 см решетки или трубки подвергаются большой нагрузке и могут быть погнуты. Эта консоль может также образоваться в случае, если решетка (трубка) не имеет достаточного выступа от последней опоры, что может привести их выпадению из крепежа опоры (фото 4).





Система снегозадержания не может справиться с обледенением карнизных свесов, но способна предотвратить лавинообразный сход снега с крыши. На крупных городских объектах это особенно важно. Работа снегозадержания в тандеме с электрообогревом водосточной системы, карниза и ендов обеспечит безопасность и простоту в обслуживании. На частных коттеджах, как правило, достаточно использовать только систему снегозадержания.
Существенные финансовые затраты на лечение людей или восстановление испорченного имущества, ремонт здания или машины, штрафы, взимаемые с эксплуатирующих организаций, долгие судебные процессы по возмещению убытков — все это существенно превышает разовые вложения в систему безопасности, которая позволила бы избавиться от потенциальных проблем.
Андрей Солнцев, Сергей Строганов, ЗАО Dr.Schiefer