Керамические кровельные украшения
Первые украшения из обожженной глины относятся к временам античности. Именно тогда гончарное ремесло получило второй путь развития, заняв лидирующую позицию в кровельном деле.
Различные мотивации двигали и двигают людей по сей день создавать кровельные украшения и декорировать ими кровлю, придавая ей изюминку. Однако самая древняя цель украшения крыши имеет религиозную основу. Пытаясь защитить дом и семью от злых духов или «задобрить» силы природы, человек размещал определенные фигурки на кровле. В каком-то смысле, это помогало людям преодолеть свой страх перед непредвидимыми опасностями и ненастьями: возможностью пожара, войны, болезни и смерти.
Первоначально различные черепицы с лепниной в виде узоров и орнаментов, цветов и листьев, фигурок животных и людей изготавливались по индивидуальному заказу и были в своём роде уникальны. При этом было абсолютно произвольным и место крепления украшения на кровлю.
Позже, в Средние века, определились конкретные места расположения кровельных украшений: коньковая черепица, начальная и конечная коньковая, заглушки коньков; башенные шпили; вальмовая черепица; карнизные черепицы – эти декоративные доборные элементы вошли в «серийное производство». Самыми роскошными кровельными украшениями считались те, которые были вылеплены непосредственно вместе с черепицей и после обжига являлись с ней единым целым.
В Средневековье декоративное оформление крыши с одной стороны подчинялось предписаниям общественных и церковных учреждений. Значения и функции кровельных украшений документировались и были тождественны и известны почти во всех странах Европы. А с другой стороны, детали кровельного украшения демонстрировали положение владельца дома в обществе, его могущество и богатство. Такой идентифицированный способ украшения кровли помогает нам даже спустя столетия узнать далекую историю дома.
РАСПОЛОЖЕНИЕ УКРАШЕНИЙ И СИМВОЛИЗМ
КОНЕК, НАЧАЛЬНЫЕ КОНЬКОВЫЕ И ХРЕБТОВЫЕ ЧЕРЕПИЦЫ.
Основным местом расположения украшений был и остается конек. Это опять-таки связано с религиозной первопричиной: конек является самой верхней частью здания, а значит, ближе всего находится к небу. Даже если конек состоял из обычных коньковых черепиц, то часто, чтобы придавать коньку законченную форму, его начало и конец украшали декоративными элементами: знаками могущества, благополучия или защиты от тёмных сил. Именно начальный коньковый элемент (начальные и конечные коньковые черепицы, а также заглушки) стал тем местом, где наиболее ярко проявилась вся многогранность языка символов в виде кровельных украшений, где смешались языческие и христианские представления и символы.
Различные рожицы, головы животных и цветы являются типичными украшениями на начальную коньковую и хребтовую черепицы. Следующие за начальной хребтовой черепицей обычные коньковые черепицы часто декорировали лепниной таким образом, что создавалось впечатление, что вниз по крыше сползает змея, сороконожка, гусеница или сказочно-мифическое существо - в зависимости оттого, чье изображение было на начальной хребтовой черепице.
Один из видов конькового украшения, который очень редко применяется в наше время – это «коньковый гребень». «Коньковый гребень» устанавливался на двускатных крышах и представлял собой довольно массивное украшение конька, своеобразную корону, которая издалека привлекала внимание к зданию. Сам «гребень» - это высокий керамический элемент, состоящий из растительного или геометрического орнамента; как правило, по краям такой «гребень» замыкали шпили.
ВАЛЬМА И ШПИЛИ
Незаменимой частью кровли во все времена была вальмовая черепица. Она обладала тремя важными функциями. Во-первых, она достаточно герметично прикрывала швы на стыках кровельных скатов и на пересечение коньков и хребтов. Во-вторых, вальма представляла собой законченное и красивое завершение хребтовой, коньковой и цельной черепиц. В-третьих, он служила прочным основанием для монтажа кровельных украшений. Стоит подчеркнуть, что все эти три функции вальмовая черепица сохранила и по сей день.
Керамические шпили – одно из самых распространенных кровельных украшений. Они могут быть в самых различных стилях – от выдержанного готического, до витиевато-помпезного. Шпили могут быть как гигантских размеров, которые изготавливаются по специальному заказу для реконструкции исторических зданий, так и небольшими – подходящими по стилю практически к любому дому, покрытому керамической черепицей.
История шпилей началась с «венчающего камня» - шпиля, увенчанного шаром. Декоративный «венчающий камень» относятся к самым древним символам. Форма шара в античные времена считалась идеальной формой, символом нашей Вселенной. Так с державой (шаром-знаком монархической власти) связывалось могущество монарха. Как известно, державные шары входили в атрибуты власти римских, византийских, германских императоров времен язычества. В христианскую эпоху держава была увенчана крестом, как символ победы христианства во всем мире. Со временем, к шару добавлялись декоративные элементы, которые со временем модифицировались в привычные для нас сегодня остроконечные шпили, в основании у которых все же остался шар.
Шпили, венчающий камень или их комбинацию прикрепляли на конец конька или на пересечение коньков. Традиционно шпили изготовляли на гончарном круге. Изготовление этих доборов и в настоящее время принципиально не изменилось, оно осталось по большей части ручной работой.
ФИГУРКИ ЖИВОТНЫХ
Очень часто на коньках крыш можно видеть образ петуха. В языческом прошлом Западной Европы петух был символом мира и согласия. Однако после принятия христианства петух ассоциировался с пробуждением души, стал знаком священника. Поэтому после того, как в 9-ом веке фигурка петуха появилась на крышах церквей, в народе его стали воспринимать как защитника дома, приносящего счастье. Он являлся также символом бдительности и защиты от пожаров. Это стало причиной того, почему петуха называли еще и огненной птицей, а керамическая фигурка имела натурально-красный цвет – цвет огня. Позднее петуха устанавливали и на крышах зданий, которые имели для крестьян и помещиков большое значение, например, на крыше зернохранилища или хлева. Как символ плодородия петух имел значение только в некоторых регионах Европы, где с рождением первого сына укрепляли на крыше глиняную фигурку петуха.
В 15 веке в Германии одной из любимых кровельных фигурок была ведьма. Люди полагали, что она оберегала дом от дурного глаза. На домах прошлых столетий можно до сих пор увидеть и образ орла, размах крыльев которого больше 1 метра. Поместив фигурку орла на крыше, люди верили, что он принесет стабильность и надежность настоящей и будущей жизни в доме.
А вот кошка – это противоречивый символ. В Средневековья, когда влияние церкви и религии было безгранично, кошка считалась воплощением нечистой силы. И ее фигуркой не украшали свои дома. Однако в 19-ом веке, когда интерес к Египту возрос, образ кошки стал одним из самых популярных в кровельных украшениях. Кошка ассоциировалась с богиней Египта, которая создает уют в доме и хранит женское семейное счастье. Для последователей фен-шуй кошка – одно из высокопочитаемых животных, это символ силы и защиты.
В1896 году впервые в Европе появились кровельные украшения с изображением дракона. Мода на фигурки дракона пришла из Китая, где он является символом счастья, поскольку мог жить в двух мирах: земном и загробном.
Фигурка в виде совы или филина на коньке крыши имеет двойной смысл: с одной стороны считается, что сова приносит мудрость и опыт в тот дом, чей конек она украшает; с другой стороны, сова – ночная птица, которая охраняет дом в то время, когда хозяева спят.
КАРНИЗНЫЙ СВЕС
Украшение карнизного свеса менее распространено, чем украшение конька, однако этот вид декорирования смотрится так же очень эффектно. Карнизный свес выполнял функцию отвода воды с кровли до того, как появились водосточные желоба. Со временем свес крыши, помимо своей функциональной обязанности, приобретает статус важного места для крепления украшений и символов религиозного поклонения, особенно этот вид декорирования кровли был распространен в Греции.
В 15-16 веках появилась декоративная карнизная черепица для модели «Бобровый хвост». Сегодня их можно увидеть на известных зеленых башнях немецкого города Равенсбург.
А вот у крыши, покрытой черепицей «монах и монашка», вместо карнизной черепицы использовали рядовую черепицу монах, чью боковую сторону украшали орнаментом.
Для северных и центральных районов Франции было типичным украшать карниз орнаментом из керамических плиток, выложенным на стене дома вдоль всего карниза.
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Традиции украшать и преобразовывать крыши домов сохранилась по всему миру и в наши дни. При этом нравы и обычаи разных стран привносят свои особенности в кровельные традиции.
Кровельный ландшафт Европы, где 70% всех крыш покрыто керамической черепицей, обладает многообразием украшений и орнаментов различных эпох. Неповторимый след в истории кровельных украшений оставили Север и Юг Европы.
В Великобритании, Франции и странах Средиземноморья встречается огромное количество керамических аистов, укрепленных на кровельной поверхности. В исторической области Эльзас, Парижском бассейне и Провансе их многообразие особенно впечатляет.
Наследие кровельных украшений в Италии связано с эпохой 19 века, когда во всех направлениях искусства преобладали идеи художественного индивидуализма. Городские кварталы Италии преображались благодаря появлению на зданиях терракоты, ваз и цельных черепиц с лепниной.
В Испании и Португалии можно встретить удивительные украшения, которые покрыты специальной глазурью, шедевры мавританской архитектуры и майолики.
В Китае на архитектуру зданий, а значит и на кровельные украшения, огромное влияние оказал буддийский принцип сохранения гармонии и согласия между человеком и природой, поэтому кровельные украшения в Китае выполняли одновременно две функции: функцию декоративного элемента и культурную функцию поклонения высшим силам защиты от опасностей и силам, дающим здоровье. Кровельные фигурки драконов и змей, которые в Европе имели негативное значение, за исключением славянских народов, в Китае считались главными символами здоровья.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современные украшения носят в большей степени декоративный характер. Одно из самых популярных современных украшений черепичной кровли – фигурка лунатика, бредущего по коньку или съезжающего по крыше. Фигурками пожарных, плотников, кровельщиков и прочих профессий украшают крыши пожарных частей, мастерских, кровельных магазинов или же частные дома, где живут эти мастера.
Это может быть вам также интересно
Какой вариант практичнее!? Споры о выборе между плоской и скатной кровлями не утихают. Свою аргументацию в пользу скатных крыш высказывает компания CREATON.