Системы безопасности для кровли – немецкое качество!

Ассортимент производимой продукции Flender-Flux очень широк, но основными направления компании являются – система безопасности для нахождения или работ на кровле, и системы снегозадержания.
Крюки безопасности
Немецкие системы безопасности на кровле разделяются на два класса: класс I – не предназначенных для крепления тросов безопасности, как например ограды или ступени, II класс – позволяет применять тросы безопасности и снаряжение для работы на высоте, как например крюки, способные выдержать нагрузку в 10 кН, что равнозначно 1 тонне. (Рис. 17). Этот показатель четко прописан немецкими нормами DIN EN 517. Согласно нормам крюки подразделяются на два вида: тип А, предназначенный для удержания веса вдоль ската кровли по оси У (т.е. вдоль направления ската) и тип В, которые должны выдержать нагрузку как по оси У так и по оси Х. К первому типу относится крюки 3F, 11S, 11SF, 15SF, а самыми распространенными моделями класса В являются 3SF, 4SF и 22SF. В соответствии с требованиями правил безопасности изгиб крюка может деформироваться в направлении действующей силы не более чем на 5 мм при нагрузке в 1,5 кН, сам же крюк, включая крепление, может быть подвержен нагрузке в 10 кН.
При первом статическом испытании на изгиб крюка постепенно наращивалось давление до 1,5 кН, которое крюк должен выдержать в течение 5 минут, после чего последующую минуту давление увеличивалось в 1,7 раз (запас прочности). Окончательная сила давления должна составлять 2,6 кН.

При такой нагрузке крюк может упереться в кровельное покрытие, но его функциональность при этом не нарушается. На втором испытании нагрузки в 10 кН подвергалась петля крюка (место зацепки тросов безопасности).
Статическому испытанию подвергли крюк 3SF (класс В), как в направлении оси У, так и в направлении оси Х. На третьем динамическом испытании груз весом около 100 кг подвешивался за петлю крюка двух метровым тросом. Груз располагается на высоте 50 см и удалении 30 см от места зацепки троса - так, чтобы свободное падение груза составляло 250 см. В результате крепление и крюк должны выдержать нагрузку в любом направлении падения грузка. По итогам испытаний было установлено, что крюк, хотя и с заметными деформациями, выдерживает груз и не разрушается полностью как при падении в направление оси У, так и при падении груза по оси Х.
Ступени и трапы
Проходные элементы на кровле в компании представлены тремя разделами – ступени т.н. Laufrost, мостики и трапы (Laufsteg) и подножки (Einzeltritte).

Ступени представляют собой простую конструкцию из опор и самих ступенчатых решеток разного размера. Поверхность ступеней, как и всех проходных кровельных систем имеет дырчатую структуру с загнутыми вверх, иногда зазубренными, краями. Эти дырочки служат для того, чтобы дождевая вода или растаявший снег не задерживались на проходной поверхности, а загнутые вверх края обеспечивают эффект противоскольжения.
Универсальная система крепления опор, разработанная для большинства продуктов Flender-Flux, подходит для любых мелкоформатных кровельных покрытий. Путем специального крюка с ушками опора цепляется и фиксируется за обрешетку. Основной действующей нормой, описывающей требования к креплениям на кровле всех проходных систем, является европейский DIN 516, в соответствии с которым были проведены испытания в трех вариантах.

Конструкция с платформой была установлена на макетах кровли с максимальным и минимальным уклоном кровли. В первом случае наращивалось давление на край платформы, противоположный от кровельного покрытия. Во втором давление приходилось на край, ближний к макету кровли. Третье испытание проводилось для проверки системы в качестве мостиков и площадок с давлением посередине платформы. Во всех трех случаях на испытываемые конструкции давление подавалось через стальной лист 100х100 мм. В течении одной минуты постепенно наращивалось давление в 1,5 кН, после чего 5 минут конструкция должна выдержать эту нагрузку. Прогиб проходной площади не превышать 1/100 шага опор, но не больше 15 мм, а прогиб опор не более 9 мм. По пришествию 5 минут следующую минуту нагрузку увеличивали до 2,6 кН (1,5 кНх1,7). При таком давлении максимально допустимая деформация системы крепления опоры на кровельном пироге не должно составлять больше 5 мм, а сама конструкция недолжна сломаться. Проведенные испытания показали, что опоры не превысили допустимую границу прогиба в 9 мм, при нагрузке 150 кг – при наклоне крыши в 25 градусом изгиб составил от 6,1 до 6,3 мм, при 55 градусах – 7,9-8,3 мм, а при 260 кг (2,6кН) осталась целой.

Площадки и мостики в зависимости от минимальной ширины делятся на три типа: Тип А – минимальная ширина 250 мм, Тип В – минимальная ширина 350 мм, Тип С – минимальная ширина 430 мм Минимальная длинна для площадок всех типов определена все тем же DIN-ом и составляет 500 мм. Наличие загнутых вверх бортиков обеспечивает еще большую безопасность, как например, на подножках (Einzeltritte), чья площадь не может составлять менее 13*13 см и где загнуты все края кроме переднего.
Сами подножки хотя и менее распространенный вид проходной системы на кровле, но не менее удобный. Для его крепления модуля длинной 1,6 м или 2,4 м из 2-6 подножек требуется не более двух дополнительных реек устанавливаемых перпендикулярно основному модулю в нижней и верхней его точках. Тем самым давление распространяется на 4 опоры, держащие эти рейки, и согласно испытаниям может выдерживать вес нескольких людей одновременно.
Отдельное место во всей палитре систем безопасности на кровле занимает ограда без дорожек или ступеней – ее основная функция это не позволить упасть с крыши сорвавшемуся человеку. Ограждение может быть установлено на кровле с мелкоформатным покрытием, однако более широкое распространение оно приобрело на фальцованных кровлях, на которых монтируется с помощью несложной системы крепление не требующих дополнительных работ над кровельным материалом. Опоры ограждения с прорезями для перил в форме уголка крепятся на кровле под углом 90 градусов к крыше. Отличительной чертой немецкой ограды от российской является то, что она устанавливается не перпендикулярно горизонту, как это принято в России – а перпендикулярно покрытию кровли. Основанием для этого, стала большая площадь перехвата при меньшей высоте самой ограды. Гибкое производство и высокое технологическое обеспечение позволяют компании идти навстречу пожеланиям своих клиентом, как например, интегрировать трубчатую систему снегозадержание – тем самым ограда будет выполнять две функции сразу, не теряя ни в одной из них качества исполнения.
Для проходных систем на плоскую кровлю компания Flender-Flux использует специальную оцинкованную решетку шириной 500 мм и длинной 2 и 2,5 метра. Устанавливается система на плоских кровлях с максимальным наклоном 5 градусов и предназначена для страховки передвигающихся по крыше людей. Конструкция должна выдерживать вес облокотившегося, или упавшего на крепление человека, и выполняет все эти условия в соответствии с нормой DIN EN 13374 – класс безопасности А. Система креплений и поручней Barrial из высококачественного алюминия позволяет инсталлировать конструкцию у самого края площадки, с одним лишь ограничением – если у кровли отсутствует бордюр или высота его меньше 15 см., внизу системы перил должна быть установленная планка. Устойчивость конструкции придают противовесы, располагаемые на краю т.н. «ног», поэтому не требуется специальных креплений в кровельном пироге.
Снегозадержание – относительное новое понятие для российского потребителя – является неотъемлемой частью многих европейских крыш. Ведь давление снега на крышу и опасность его схода с не укрепленной кровли очень велика. К примеру метровый слой рыхлого снега при минус 8 градусах соответствует 10 сантиметровому столбу воды или 60кг/м2, а метр мокрого снега равен 20-ти сантиметровому слою воды или давлению в 200кг/м2. Во многих европейских странах техника безопасности требует от владельцев домов защитить проходные площади и стоянки для автомобилей от возможного падения снежной лавины.
Снегозадерживающие системы подразделяются на несколько видов: снегозадерживающая решетка, снегозадерживающая труба, бревно и т.н. бугель. В случае с бревном и бугелем все достаточно просто – в первом случае на кровле с помощью специальных опор устанавливается бревно, а во втором на всей поверхности кровли располагают бугели. Бугель представляет собой небольшие металлические пластины с загнутыми вверх носиками, вместе образующие на кровле что-то на подобии «терки», которая удерживает большой пласт снега на скате, из-за чего к карнизу снежная масса значительно уменьшается. Проведенные испытания на опоры под бревно серии №75 показали, что одна опора может выдержать до 300кг за счет усиленного плоского ребра от нижнего края (направленной вниз) до середины основания опоры. Такая конструкция с плоским ребром жесткости позволяет выдержать высокие нагрузки многим моделям опор компании FLENDER-FLUX. В случае с решеткой и трубой все более индивидуально. Трубы диаметром 32 мм используется преимущественно на металлических фальцованных кровлях. С помощью крепежа и переходника можно варьировать количество труб от одного ряда до двух, тем самым увеличивая площадь перехвата снежной массы. Все давление снега распределяется на крепежи, которые ставятся на каждый фальц (или с заданным шагом для других видов кровли), поэтому очень важно, чтобы сами фальцованные листы могли выдержать нагрузку. Для установки двух трубной системы снегозадержания на кровлю с мелкоформатным покрытием используются опоры №70 (для сланца и гонтов ) и №71 (для черепицы). Проведенные внутренние испытания показали, что опоры этого вида способны выдержать нагрузки до 500 кг. Треугольная форма обеспечивает высокую жесткость при продольных и поперечных нагрузках.
Возможности снегозадерживающих решеток еще более высоки. Решетки различаются не только по размерам, но и своему рисунку и методом производства – стандартные с продольными полосками, которые припаивают к двум уголкам и ж-образные, орнамент которых вырезается лазером на стальной пластине и с помощью специальной машины загибаются вдоль по краям. Результаты проведенных испытаний представлены в таблицах №1-3
Табл. №1 | ||
---|---|---|
Испытание на восстанавливаемый прогиб | ||
Королевская решетка | Решетка 20/20/3 | |
прогиб | давление (кг) | давление (кг) |
10 мм | 70 | 62 |
20 мм | 105 | 93 |
30 мм | 125 | 117 |
40 мм | 140 | 129 |
50 мм | 155 | 139 |

Табл. №2 | |||
---|---|---|---|
Испытание на невосстанавливаемый прогиб (давление вдоль ската) | |||
Тип решетки | 1 попытка (кг) | 2 попытка (кг) | 3 попытка (кг) (кг) |
13/13/2 | 60 | 65 | 65 |
Королевская | 160 | 175 | 170 |
20/20/2 | 180 | 185 | 185 |
20/20/3 | 270 | 260 | 260 |

Табл. №3 | |||
---|---|---|---|
Исп. на невосстанавливаемый прогиб (давление сверху на решетку) | |||
1 попытка (кг) | 2 попытка (кг) | 3 попытка (кг) | |
13/13/2 | 175 | 180 | 180 |
20/20/2 | 180 | 185 | 185 |
20/20/3 | 190 | 185 | 180 |