Дым, прочь! Монтаж дымохода

Сохранить
Используемые материалы

Традиционный, но уже изрядно устаревший вариант – кирпичный дымоход. Он требует отдельного фундамента, его монтаж довольно сложен и долог, а конечное качество дымохода во многом зависит от профессионализма мастера и грамотного подбора материалов. Такие дымоходы в ходе эксплуатации требуют регулярного и пристального внимания и достаточно трудоемкого обслуживания. Чаще всего кирпичный дымоход имеет прямоугольное сечение, что не очень выгодно с точки зрения внутренней аэродинамики продуктов горения. Вкупе с неидеальной ровностью кирпичей это создает дополнительное сопротивление выходу газов. Еще одна серьезная проблема заключается в том, что современные котлы сейчас работают циклически – выключаясь автоматически при достижении требуемой температуры. При этом температура стенок дымохода никогда не превышает «точки росы», что приводит к постоянному скоплению водного пара и постепенной порче дымохода. Выбор оптимального типа дымохода также зависит от топлива, которое предполагается использовать. Например, для газовых котлов применение кирпичной трубы или оцинкованной не рекомендуется.

Более современные керамические и металлические дымоходы легки в установке и обслуживании. Высокое качество заводского изготовления отдельных элементов и их широкий ассортимент обеспечивают надежность дымохода при соблюдении инструкции по сборке. Сечение дымового канала чаще всего круглое, соответственно, сопротивление движению газов минимальное. Гладкая инертная поверхность стенок препятствует отложению сажи и смол и увеличивает интервал времени между чистками. Такие дымоходы подходят для современных отопительных приборов на любом виде топлива и легко выдерживают режим периодической топки.

Как правильно подобрать диаметр и высоту дымохода?

Диаметр и высота дымохода – его основные характеристики, они должны быть подобраны в соответствии с видом и мощностью теплового агрегата, сечением выходного отверстия для дымовых газов этого агрегата. Подбирают их по специальным диаграммам. По высоте дымоход должен соответствовать стандартам  для создания нормальной тяги.

Константин Козлов, начальник отдела розничных продаж Группы компаний «Альт»

Чаще всего диаметр дымохода указывается производителем отопительного оборудования, и специалисты не рекомендуют изменять его. В свою очередь, высота дымохода уже рассчитывается относительно указанного диаметра, высоты здания и сложности дымоходного канала (количество переломов и горизонтальных участков).




Размещение выхода дымохода на кровле

Несколько рекомендаций по расположению трубы на кровле:

  • Располагать дымоход/канализационный стояк желательно как можно ближе к коньку. За счет этого снижается снеговая нагрузка на трубу, уменьшается объем воды, стекающей вокруг нее, а также в этом случае лишь небольшая часть трубы окажется в холодной зоне, что уменьшит вероятность конденсации водяного пара на стенках трубы.
  • Если труба имеет прямоугольную форму, следует располагать ее длину вдоль направления ската.
  • Если труба шириной менее 1 м попадает в ендову, то для облегчения выполнения обходки трубы ее, по возможности, следует расположить так, чтобы один из верхних углов основания располагался ближе к середине ендовы. В таком случае появится возможность разделить желоб на две части и обойти трубу с одной или двух сторон с минимальным отклонением потока воды. В данном решении потребуются нестандартные элементы.
  • Если ширина дымохода (перпендикулярно направления ската) превышает 80 см, то в качестве примыкания к трубе со стороны конька необходимо создать небольшую двускатную кровлю, так называемую разуклонку. Как правило, она выполняется из того же материала, что и основная кровля, но в некоторых случаях применяют более надежные покрытия, например из металла;
  • Если речь идет не о трубе камина или отопительного котла, то рекомендуется использовать готовые штатные проходки, обычно поставляемые с кровельным материалом. Только учитывая относительно небольшую высоту этих элементов, рекомендуется их устанавливать как можно ближе к коньку кровли.
  • Чем ниже в ендове расположена труба, тем большему давлению снежных масс она подвержена зимой и ранней весной. При установке труб в зоне карнизного свеса, а также в случае установки широких труб поперек ската, при отсутствии разуклонки, их необходимо защищать от давления снега с помощью снегозадержателей.
Разуклонка сама по себе достаточно проблемный элемент. Ведь любое применение этого решения порождает на кровле две дополнительных ендовы. Кроме того, в ее конструкции затруднительно создавать слои тепло-, паро- и гидроизоляции, а также обеспечивать вентиляцию утеплителя и деревянного основания. Также широкий дымоход становится препятствием для проветривания утепленной крыши. Поэтому на скате, до и после трубы, рекомендуют устанавливать вентиляционные элементы (вент-черепицы, аэраторы и пр.). В большинстве случаев решение вопроса неправильно расположенной трубы ложится на плечи кровельщиков. И, если стропильная система при этом еще не собрана, задача становится вполне решаемой путем изменения конфигурации кровли. Иногда и сами заказчики, понимая, к чему может привести данная техническая неувязка, соглашаются на перенос уже готовых труб. Но это скорее исключение из правил.

Андрей Солнцев, генеральный директор Dr. Schiefer

Также уменьшает надежность кровли объединение большого количества вентиляционных, канализационных труб и даже дымохода в один большой короб, что обусловлено желанием архитектора уменьшить количество «лишних деталей» на кровле. В итоге в проектах часто встречаются трубы-монстры, которые имеют размеры от 2,5 до 6 м в длину и от 0,5 до 1,5 м в ширину. Эту задачу еще можно решить, если труба в длину располагается по направлению ската, но если поперек, то обойти такую громадину зачастую значительно сложнее и менее надежно, чем оформить 6–7 отдельных выходов труб.

При прохождении дымохода через кровлю он должен опираться на специальное крепление, а также закрываться окапником. Он устанавливается на трубу дымохода, выходящую на крышу, и исключает попадание атмосферных осадков в отверстие вокруг дымохода. Так же используется для декорирования мест прохода трубы дымохода через перекрытие. Для обеспечения хорошей тяги высота дымовых труб, считая от колосниковой решетки до устья, должна быть не менее 5 м. Высоту дымовых труб, размещаемых на расстоянии, равном или большем высоты сплошной конструкции, выступающей над кровлей, следует принимать:

— не менее 500 мм – над плоской кровлей;

— не менее 500 мм – над коньком кровли или парапетом при расположении трубы на расстоянии до 1,5 м от конька или парапета;

— не ниже конька кровли или парапета – при расположении дымовой трубы на расстоянии от 1,5 до 3 м от конька или парапета;

— не ниже линии, проведенной под углом 10° к горизонту – при расположении дымовой трубы от конька на расстоянии более 3 м.

Дымовые трубы следует выводить выше кровли более высоких зданий, пристроенных к зданию с печным отоплением.


Устья дымовых труб желательно защищать от атмосферных осадков. Зонты, дефлекторы и другие насадки на дымовых трубах не должны препятствовать свободному выходу дыма. Дымовые трубы для печей на дровах и торфе на зданиях с кровлями из горючих материалов дополнительно оснащают искроуловителями из металлической сетки с отверстиями не более 5х5 мм. На дымовых каналах печи, работающей на твердом топливе, следует предусмотреть задвижки с отверстием в них не менее 15х15 мм. Если вылет дымохода над крышей превышает 1,8 м, необходимо установить крепление крышной растяжки (для закрепления тросами или тонкими металлическими трубами).






Проход перекрытий

Узел прохода трубы через кровлю различается в зависимости от формы сечения дымохода (прямоугольное, квадратное или круглое) и вида кровельного материала. Обходка трубы круглого сечения представляется наиболее трудоемкой задачей. Однако общие правила одинаковы. Выводя трубу через кровельное покрытие, необходимо отвести от нее воду, стекающую как по скату, так и по стенкам самой трубы. Эти задачи решают с помощью фартука, устраиваемого вокруг дымохода. Для трубы с наружными стенками из кирпича или бетона, имеющей сечение прямоугольной или квадратной формы, фартук обычно выполняют с использованием специальных комплектующих.

Так, в линейке керамической и цементно-песчаной черепицы есть ленты примыкания (на основе алюминия, свинца), на внутренней стороне которых нанесен клеящий слой. Специальные элементы для примыкания есть в комплектациях битумной черепицы, металлочерепицы и других наиболее распространенных кровельных системах. Для фальцевой же кровли детали узла примыкания обычно выполняются по месту из основного металла.




При прохождении через деревянные перекрытия необходима дополнительная изоляция дымохода. Минимальное расстояние до деревянных поверхностей при двустенных дымоходах – 70 мм, при одностенных – 250 мм. Для изоляции проходов через перекрытия и стены  используют специальные стеновые разделки и негорючий изоляционный материал вермикулит, суперизол, базальтовую вату. При прохождении через перекрытие обязательно применение двухконтурных труб (сэндвичи). Недопустима непосредственная близость дымохода к легковоспламеняющимся веществам и материалам. В таких местах дымоход должен быть дополнительно изолирован кирпичной кладкой. В межэтажные перекрытия не должны попадать соединения труб.





Зона ветрового подпора

Пространство, ограниченное кровлей и выступающими над ней конструкциями и условной плоскостью, проведенной под углом 45° к горизонту от верха выступающей конструкции, называют зоной ветрового подпора. Даже при слабом ветре тяга в дымовой трубе, расположенной в этой зоне, может прекратиться, а увеличение его скорости до 6 м/с и более вызовет эффект обратной тяги: дымовые газы поменяют направление своего движения на обратное и будут поступать в помещение. Для устранения этого явления следует нарастить трубу так, чтобы ее устье поднялось выше зоны ветрового подпора.

Крепежные элементы для круглых металлических дымоходов.

Если прямоугольные керамические дымоходы обычно имеют жесткое крепление и хорошую устойчивость, то круглые металлические системы наоборот требуют дополнительной фиксации, но компенсируют это гибкостью системы и возможностью изменять направление трубы. Места стыков труб и других элементов (отводов, тройников и т.п.) должны быть скреплены обжимными хомутами. На каждые 2 м дымохода необходимо устанавливать кронштейн-крепления к стене, а тройник должен иметь опорный кронштейн. Крепление элементов систем дымоходов к строительным конструкциям должно осуществляться также с помощью кронштейнов. Крепление соединительных труб должно исключать возможность прогиба. Для дополнительного крепления дымовой трубы жесткими растяжками используют специальные скобы.

Внизу дымоход должен опираться на нижнее или промежуточное основание (настенное крепление с треугольными кронштейнами). На вертикальных участках основание для разгрузки необходимо устанавливать каждые 5 м. Между основаниями дымоход должен крепиться к стене промежуточными настенными креплениями через каждые 2,5 м на вертикальных участках и через 1,5 м на наклонных. Если дымоход имеет колено, то следующий за ним вертикальный участок должен опираться на промежуточное настенное крепление. Колено должно иметь уклон от 15 до 45°. Отводы или окончания наклонного участка не могут быть нагружены, поэтому для них должны быть смонтированы дополнительные промежуточные крепления.


Поделиться:

Это может быть вам также интересно

Сохранить
16.07.2018
В районе Кельн-Виддерсдорф строится новый квартал, считающийся самым большим во всей стране частным проектом жилищного строительства. Там же недавно завершилось строительство проекта «Две виллы» архитектора Корнелиуса Шмитц-Хельбига.
Сохранить
16.07.2018
В ходе плановой реконструкции кровли многоквартирного дома в Гамбуре, постройки 50х годов, решено было обновить и фасад. Материал – клинкерная плитка и утеплитель, удачное решение не только с точки зрения экономичности.
Сохранить
16.07.2018
Импозантный комплекс расположен на берегу Вислы в ранее не очень привлекательном для жилья районе Кракова – Заблоче. Ранее здесь строились преимущественно промышленные, складские и военные объекты.
Сохранить
16.07.2018
В бельгийском городе Гент прямо рядом со станцией железной дороги Sint-Pieters построен большой офисный комплекс с серо-зелеными фасадами, облицованными кирпичом.